Конопля в культуре и традициях древних славян

Конопля — техническая культура, которую славяне узнали намного раньше, чем лен. В украинской легенде, записанной в Купянском уезде, рассказано о том, как первые люди получили хлеб и одежду: «Из слез, смешанных с землей, взятой у райского порога и посеянных Адамом, выросла пшеница, там же, где сеяла Ева, выросла. Слезы Богородицы, пролитые Ею во время крестных мук Христа, падали на землю, и там выросла травка клевер»

Возделывание конопли на всех этапах — от сева до тканья полотна — сопровождалось магическими действиями, а взаимодействие с коноплей (за исключением сева) считалось испокон веков сугубо женским занятием.
Для правильного посева требовался особый ритуал — перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. Сеяли же босиком, молча, сняв шапку, с завязанными глазами, иначе птицы выклюют семена, посеянная конопля не взойдет. Во время сева нельзя было здороваться и отвечать на приветствие, а чтобы обеспечить белизну волокна Конопли и чтобы семенные головки были крупными, в семена клали яйца, разбрасывали их по полю, закапывали в землю, перед севом ели яйца или яичницу.

Следующий важный этап взращивания конопли для славян — магическое возбуждение вегетации и обеспечения роста конопли. Для этого практически на все праздники — на Рождество, масленицу, в первую неделю Великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день — прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы. Женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на высокий лен и коноплю»; зажигали костры и прыгали через них — чем выше, тем лучше урожай. Чтобы конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев самого высокого парня; семена конопли на поле несли на плечах, высоко – чтобы выросла как можно выше. А чтобы конопля выросла густой, тонковолокнистой, выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой.

Помимо важности магических ритуалов вокруг выращивания конопли, у славян считалось, что конопля имеет продуцирующую функцию, с чем также было связано немало примет и ритуалов. Новорожденного перевязывали матками — женской особью конопли с семенами. Если же ребенка обвязать плоскунами — мужской особью конопли без семян, то славяне верили, что он будет бесплодным. Девочке в первую купель клали коноплю, чтобы волосы были длинные. А сербы приносили с собой одно пасмо конопли, которое клали в люльку, чтобы ребенок-мальчик был усатым, а девочка «волосата» при посещении роженицы.

Чтобы у молодоженов были дети и у молодой были легкие роды, мать клала невесте за пояс семена конопли, которые во время венчания она высыпала на пол; при нежелании иметь детей невеста брала на венчание «мужскую» Коноплю.

Конопля являлась очень сильным оберегом от злых духов и нечистой силы. Семенами конопли посыпали молодых на свадьбе, а чтобы оградить молодых от порчи, им насыпали семена в обувь или в более юных регионах опоясывали стеблями конопли по голому телу. Болгары раскладывали вокруг невесты стебли конопли и поджигали. Обязательно молодая жена, входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм.

Чтобы покойник не стал вампиром, его сначала окуривали дымом от Конопли, пепел и остатки Конопли клали в гроб, а самого усопшего покрывали конопляным полотном, опоясывали поверх рубашки пасмом конопли, могилу обкладывали Коноплей или конопляной паклей и поджигали.
В календарных обрядах конопля активно использовалась. На Благовещение куски конопляного полотна клали на пол по углам избы, поджигали его и окуривали все вокруг, чтобы гады, выползшие из земли, не заползли в дом  или чтобы уберечься от укуса зме.  В особые дни молодежь обходила дом со стеблем конопли и изгоняла мышей, а затем собирала все стебли и устраивала из конопли костер в центре села. На Купалу славяне собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме.

Конопля у славян применялась и в народной медицине. В Восточной Сербии от эпилепсии употребляли «забытую» коноплю, т.е. оставшуюся в поле неубранной. От заразных болезней детей опоясывали паклей, которой обмывали покойника, затем ее сжигали и мазали ребенка сажей; рядом с колыбелью клали зеленую Коноплю , чтобы ребенок лучше спал (сербы). Нитка из Конопли и льна, изготовленная в Страстной четверг, служила лечебным средством при переломах и вывихах (русско-белорусское пограничье).

В верованиях и фольклоре славян с коноплей связывается мотив «жизненных мук»: ни одно другое растение не претерпевает столько страданий, превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дергают, мочат, сушат, треплют, чешут, прядут и т.д.), поэтому песни о «муках».

Этот сайт использует "cookies" Условия использования "cookies" см. в Правилах пользования сайтом. Также сайт использует Интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. в Политике конфиденциальности. В случае Вашего отказа от продолжения работы с сайтом закройте окно сайта в браузере. Закрыть